В день памяти Пушкина народный видеопроект представили широкой публике в главном пушкинском музее страны

К дому поэта на Пречистенке, 12 — к обеду, как и было назначено, — съезжались по мягкому снегу гости: политики, актеры, студенты, поэты и музыканты… Ехали читать и слушать «Онегина».
Читать «Евгения Онегина» всем миром рискнули сообща «Российская газета», портал ГодЛитературы.РФ и Государственный музей А. С. Пушкина. Почему «рискнули»? Были ведь уже подобные проекты? Да — но поэтическое произведение такого масштаба читать вот так, всем миром, до нас никто не решался…
Итак: в начале января мы пригласили всех вступать в нашу команду и открывать Пушкина заново. В прямом и переносном смысле: и книги открывать, и для себя по-новому — поэта. «Онегина» ведь сколько ни читай — в нем всегда обнаружишь что-то новое…
Чтецам предлагались по две-три строфы «Онегина» на выбор. Любой интернет-пользователь мог начитать их на камеру и прислать нам. Обладатели гаджетов из США, Японии и Греции, Казахстана и Англии, Венгрии и Мали (всего — из 23 стран мира и тридцати с лишним регионов России), школьники, библиотекари, журналисты, студенты, домохозяйки… Сколько их оказалось? Больше тысячи.
Генеральный директор «Российской газеты» Павел Негоица, напомнив эти цифры собравшимся под стеклянной крышей атриума Музея Пушкина, был по-пушкински точен и афористичен. Вместе с ним презентацию проекта #ЧитаемОнегина открывал и директор Музея Евгений Богатырев.

Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд…

О, вот с этим как раз в доме Пушкина на Пречистенке все было по первому разряду. Наряды дам продуманы — и кавалеры хоть куда: без лорнетов, но почти во фраках. Рядом с «солнцем нашей поэзии» всегда сияли настоящие звезды.


Вместе с «народными» чтецами в видеопроекте приняли участие приглашенные организаторами гости — космонавты, художники, писатели и государственные чины.


Они-то знают цену слову — и пушкинские строки в их устах, казалось, заиграли по-новому: у каждого — своя краска. Ну согласитесь, как обаятельна была строгая глава Счетной палаты Татьяна Голикова, когда произносила, глядя в камеру: «Когда б надежду я имела / Хоть редко, хоть в неделю раз / В деревне нашей видеть вас»!
А Михаил Сеславинский, глава Роспечати, читая строки о том, как «на пучок зари» «роняли слезки три» родители Татьяны, не удержался и сам изобразил эти падающие капли. А кто из педагогической армии страны не прислушается к читающей «Онегина» министру образования Ольге Васильевой?! А следом сдержанно и строго — представляя армию банкиров — в нашем проекте читает Пушкина президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин.
Кто-то, глядя на любимую актрису «Мастерской Петра Фоменко» Полину Агурееву, нашел в ней и приметы томной, нежной «Татьяны нашего времени». У Ивана Поповски и Мадлен Джабраиловой (из тех же «фоменок») отрывки получились маленькими сценками… А у кого-то из зрителей закружилась голова — вместе с камерой, кружившей вокруг прекрасной Александры Урсуляк, актрисы Театра им. Пушкина.
Да, в кадре оказались и две кошки: одна сидела на коленях у читавшей Пушкина писательницы Анны Матвеевой, другая — у известного борца за чистоту русского языка Марины Королёвой. А как вам рядом с Пушкиным главный трансплантолог Минздрава, внимательный к деталям Сергей Готье?! А наставляющий Татьяну телеведущий Андрей Добров? Или историк моды Александр Васильев — когда читает о «красе ногтей»?

Тут же и музыканты — и от Ансамбля им. Александрова, и от рокеров, Александр Ф. Скляр, Кортнев, Арбенина. А затейник Дельфин начитал сцену знакомства Тани с толстым генералом на три смартфона разом — случилось этакое «растроение» его личности.
«Без Пушкина русская культура немыслима» — заявил Александр Скляр. Начинавший, напомним, как панк-рокер. Воистину — блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел…

Десятки полутораминутных шедевров на редакционных компьютерах день за днем, ночь за ночью, строфа за строфой редактировались по звуку и цвету, «сшивались» в одну видеокнигу с отобранными роликами со всего мира. Восемь глав, примерно по 50 строф в каждой, выстроились в единую пятичасовую видеокнигу. И вот наконец роман в стихах зазвучал как видеороман, — с мониторов, установленных перед нами в Музее на Пречистенке, на портале ГодЛитературы.РФ, на сайтах пушкинских музеев. А еще — на четырех вокзалах Москвы и на стенде «Книги России» XXIV Минской Международной книжной выставки-ярмарки.

— Когда я взял «Онегина» в руки, чтоб вчитаться в свой отрывок, — я «завис», не мог оторваться, зачитался, — рассказал зрителям в атриумае музея актер Максим Аверин. — Просто Александр Сергеевич — совершенно сумасшедше гениален.
Аверин, к слову, не просто прислал свое видео с финалом романа, но и следом позвонил в редакцию «РГ» — очень тепло и искренне поблагодарить за приглашение в проект.


Весь дом гения в эту пятницу был озвучен «Онегиным» — в разных тональностях и с разными акцентами.


Когда б еще гостям пушкинского особняка представилась возможность «таить надежду, ревновать, / разуверять, заставить верить, / казаться мрачным, изнывать, / являться гордым и послушным, / внимательным иль равнодушным» — словом, испытать всю гамму человеческих чувств?! А с «Онегиным» иначе невозможно.

Перед публикой в атриуме музея выступали гости праздника #ЧитаемОнегина с любимыми строфами романа. Сенатор Наталья Дементьева по-своему восхитилась легендарной балериной Истоминой. Актриса РАМТа Нелли Уварова, казалось, и сама, читая, влюблена, как юная Татьяна…
«Первое знакомство с Пушкиным у меня произошло трагически, в детстве, когда я не хотела есть, а родители меня спрашивали:» А кто есть будет, Пушкин?» — призналась потом Нелли Уварова. — Я долго думала, кто же этот таинственный Пушкин, который мог бы за меня доесть. Потом были его сказки, стихи в школе… И вот сейчас я знакомлю с его творчеством своих детей, и это уже не трагическая, а радостная история».
Студенты Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина серб Вукашин Гаврич и китаянка Чжан Луяо, пришедшие на презентацию вместе со своим ректором Татьяной Русецкой, рассказали нам о письме Онегина и скучали вместе с Татьяной в компании ее тетушек. Певец Александр Ф. Скляр, участник проекта, вслед за автором «Онегина» сомневался в том, желает ли он «печальный жребий свой прославить»


Атриум музея был полон, все слушали Пушкина. Стульев не хватало, зрители тащили их отовсюду.


— Удивительный проект, надеюсь, у него еще будут последователи, — сказал директор Государственного музея А. С. Пушкина Евгений Богатырев. — Хочется, чтобы он никогда не кончался.


Текст статьи: https://godliteratury.ru/events/videoknigu-chitaemonegina-otkryli-v-m